ПАО «КУЗНЕЦОВ» является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения.

Исторические хроники ПАО "Кузнецов"

ПАО «Кузнецов» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли, энергетике.  

Предприятие ведёт отсчёт своей истории с осени 1912 года, когда в Москве, на Николаевской улице (ныне Ткацкой), на базе кустарных мастерских был  открыт  небольшой механический завод французского Общества «Гном» по сборке авиационных звездообразных семицилиндровых ротативных двигателей воздушного охлаждения  «Гном» мощностью 50 л.с. (80 л.с. с 1913 г.). Двигатели собирались полностью из ввозимых  деталей и узлов.  Двигатели «Гном»  использовались в авиации царской России  на самолётах «Фарман», «Ньюпор» и самолётах отечественных конструкций. В 1915 году проведено объединение двух французских заводов  «Гном» и «Рон». Объединённый завод получил наименование Общество моторов  «Гном и Рон». В период 1918 – 1922 гг. Обществу моторов  «Гном и Рон» присвоено наименование Государственный авиационный завод №2 «Икар». В марте 1927 года по постановлению Правительства заводы ГАЗ №2 «Икар» и ГАЗ №4 «Мотор» им. М.В. Фрунзе были объединены в один, который получил наименование  Государственный завод  №24 имени М.В. Фрунзе.

В период 1920 – 1924 гг. на заводе было освоено производство поршневых двигателей М-4 в 200 л.с. типа «Hispano-Suiza-E» и М-5 в 400 л.с. типа «Liberti-12». Двигатели М-4 и М-5 построены исключительно силами русских рабочих, инженеров-техников из отечественных материалов. В 1926 году создан поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолёта У-2 (По-2). Это был первый серийный отечественный двигатель для лёгкомоторной авиации.

В 1930-е годы на заводе было начато производство поршневых двигателей водяного охлаждения М-34 и его модификаций конструкции Александра Микулина (с  9 августа 1936 года все моторы конструкции А. Микулина именуют индексом АМ).  В то время двигатель  АМ-34 являлся одним из лучших поршневых двигателей в мире. Двигатель устанавливался на самолёты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и др.

Выдающиеся лётчики Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев, Георгий Байдуков, Александр Беляков, Сергей Данилин в июне – июле 1937 года первыми в мире проложили кратчайший путь из Москвы в Америку через Северный полюс, совершив на самолётах АНТ-25 с двигателями АМ-34 два беспосадочных перелёта.

В предвоенные годы завод выпускал двигатели М-62 и его модификацию  М-62ИР конструкции А.Д. Швецова.  В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город  Куйбышев  на территорию строившегося завода №337. В кратчайшие сроки производство двигателей АМ-38, начатое еще в Москве для штурмовика Ил-2, было возобновлено на новой площадке. В годы Великой Отечественной  войны (с 1941 по 1945 гг.) было выпущено более 43 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф (для Ил-2) , АМ-42 (для Ил-10), АМ-35А (для МиГ-1 и МиГ-3) и ГАМ-34  (для торпедных катеров и морских охотников).

В конце 1940-х–начале 1950-х гг. предприятие запустило в серийное производство  турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции В.Я. Климова для самолётов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17, Ту-14Т; РД-900   – прямоточный воздушно-реактивный двигатель Михаила  Бондарюка для беспилотного самолёта-мишени Ла-17 и сверхзвуковой  РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» конструкции Семёна Лавочкина.

Космическая страница в истории предприятия была открыта в конце 1957 года, сразу после запуска первого искусственного спутника Земли. Жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (ныне ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» и его Приволжском филиале, серийно производятся предприятием уже пятьдесят пять лет.  Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификаций серийного  производства ПАО «Кузнецов». (На 6 февраля 2014 года выполнено 1815 запусков космических кораблей).

В 1960-х годах при активном сотрудничестве коллективов С.П. Королёва и Н.Д. Кузнецова были созданы ЖРД  для «лунного» ракетно-космического комплекса Н1-Л3. С 1962 по 1973 годы завод серийно изготавливал ЖРД для всех четырёх ступеней этой ракеты: НК-15 (НК-33), НК-15В (НК-43), НК-19 (НК-39), НК-21 (НК-31).

Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ главного конструктора (с 1956 года Генерального конструктора) Н.Д. Кузнецова.

В 1954 году был изготовлен первый турбовинтовой двигатель (ТВД) ТВ-12 (с 1955 года – НК-12), ставший основой для создания стратегического бомбардировщика Ту-95. На протяжении более полувека серийного изготовления этого двигателя было освоено несколько его модификаций - НК-12М, НК-12МВ, НК-12МА, НК-12МК, НК-12МП, НК-12МПТ (мощностью 15000 л.с.).

На двигателях НК-12  и его модификациях летали военные самолёты  Ту-95, Ту-126, Ту-142, пассажирский Ту-114,военно-транспортный Ан-22 «Антей», продолжают летать Ту-95 МС и модификации самолёта Ту-142.

В 1960 – 1980-е годы коллектив предприятия участвовал в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 ОКБ А.Н. Туполева, на котором устанавливались серийные двигатели НК-144А. В этот же период начато серийное производство двигателей НК-22 и НК-25 для сверхзвуковых бомбардировщиков Дальней авиации России (Ту-22М, Ту-22М2,  Ту-22М3). В начале 1980-х годов освоено серийное производство двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160.

В конце 1960-х годов началась новая страница в истории предприятия. На базе авиационных газотурбинных двигателей созданы наземные двигатели НК-12СТ мощностью 6,3МВт и НК-16СТ мощностью 16МВт для привода нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3 и ГПА-Ц-16. Двигатель НК-12СТ является первым отечественным наземным двигателем авиационного типа. Более трети всех газоперекачивающих агрегатов России и зарубежья приводится двигателями «НК» (НК-12СТ, НК-14СТ, НК-14СТ-10, НК-16СТ, НК-36СТ).

В середине 70-х – начале 80-х годов предприятие приступило к работам по исследованию возможности использования жидкого водорода и сжиженного природного газа (СПГ) в качестве альтернативного топлива для авиационных двигателей. Первым экспериментальным двигателем, работающим на жидком водороде, стал двигатель НК-88 (15.04.1988 г. – первый полёт Ту-155). А 18 января 1989 г. поднялся в воздух Ту-155 с двигателем НК-89, работающим на сжиженном природном газе. Работы проводились совместно с коллективом предприятия АНТК им. А.Н. Туполева. Однако из-за отсутствия финансирования работы по криогенным топливам были прекращены.

В середине 1980-х годов коллектив предприятия приступил к разработке уникального турбовентиляторного двигателя НК-93. Первое испытание НК-93 состоялось в декабре 1989 года. Из-за отсутствия достаточного финансирования доводка шла крайне медленно. И только в мае 2007 года НК-93 был поднят в воздух на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. В серийном производстве двигатель НК-93 не выпускали.  В настоящее время двигатель НК-93 рассматривается в качестве силовой установки на перспективных летательных аппаратов.

В трудные 1990-е годы предприятию оказали поддержку ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Самараэнерго», Правительство Самарской области.

По заказу ОАО «Газпром» предприятие разработало два двигателя нового высокоэффективного поколения: НК-36СТ мощностью 25 МВт, КПД 36%  и НК-38СТ мощностью 16 МВт, КПД 38%.

Для энергетиков по заказу РАО «ЕЭС России» создан двигатель НК-37 мощностью 25 МВт, КПД 36,4% для привода электрогенератора промышленных электростанций. Двигатель НК-37 работает с августа 1999 года на Безымянской ТЭЦ в Самаре. В феврале 2006 года введена в эксплуатацию газотурбинная электростанция ГТУ-50 на Казанской ТЭЦ-1.  ГТУ-50 создана на базе двух двигателей-приводов НК-37 общей мощностью 50 МВт.

В октябре 2008 года создана   газотурбинная электростанция ГТЭ-25/НК с двигателем-приводом НК-37 мощностью 25 МВт для Лидской ТЭЦ  в Республике Беларусь.

По заказу ОАО «Российские железные дороги» для магистрального грузового газотурбовоза ГТ1-001 создана энергетическая установка ГТЭ-8,3/НК, включающая электрогенератор, приводимый от двигателя НК-361, работающего на сжиженном природном газе. В середине 2007 года были начаты путевые испытания. 4июля 2008 года по участку Смышляевка-Жигулёвское море (Самарская обл.) газотурбовоз провёл состав весом 3000 тонн. Действующий  образец был создан за три года. В январе 2009 года был закончен первый этап эксплуатационных испытаний газотурбовоза, результатом которого стал рекордный провоз грузового  состава весом 15000 тонн, состоявшего из 159 вагонов. Ни один из современных локомотивов не может доставлять поезда такого веса.

Затяжной кризис двигателестроительной отрасли и сопутствующих направлений промышленности середины 1990-х – 2000-х гг. поставил самарские предприятия на грань выживания. Серийное предприятие все также выпускало двигатели для российской космической программы и газовой отрасли, но объемы заказов значительно снизились. В соответствии с заказами государства новые авиационные двигатели фактически не производились, а осуществлялись лишь ремонты существующих изделий.

В апреле 2010 года ОАО «Моторостроитель» было преобразовано в ОАО «Кузнецов».  27 июня 2011 г. в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) была внесена запись о присоединении к ОАО «Кузнецов» ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ».  В настоящее время ПАО «Кузнецов» представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя: разработка – производство – вывод на рынок и продажи – логистическая поддержка при эксплуатации у клиента (заказчика). Предприятие имеет все виды лицензий, предусмотренных российским законодательством на ведение деятельности по созданию авиационных, ракетных и индустриальных двигателей и проведению необходимых работ по обеспечению производства.

2012 год для единого производственного комплекса ОАО «Кузнецов» стал годом  столетия. Торжественное мероприятие, посвященное юбилейному торжеству, состоялось в Самаре 13 сентября 2012 года. В этот период огромное внимание было привлечено к историческим вехам развития предприятия. Идеологически площадкой сосредоточения всех имеющихся исторических ресурсов стал Центр истории и техники ОАО «Кузнецов», в состав которого объединили два ранее самостоятельно существующих музея.

Один из них расположен на территории серийного завода (ныне центральная площадка ПАО «Кузнецов»), другой сохранили на территории бывшего ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова» (ныне обособленное подразделение «Управленческий» ПАО «Кузнецов»).

2012 и 2013 годы для предприятия были напряжёнными и очень ответственными.

В апреле 2012 года по программе межведомственных испытаний проведены огневые испытания модифицированного ЖРД НК-33.  Двигатель проработал без замечаний 560 с. и будет использоваться в качестве маршевого двигателя для первой ступени  ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в».

В июне 2012 года огневыми испытаниями модифицированного двигателя НК-33 №1154913106 длительностью 220с успешно завершена программа ускоренных климатических испытаний (УКИ), проведённых в период с июня 2011 г. по июнь 2012 г., общей длительностью огневых испытаний 300с. Программа подтвердила возможность эксплуатации модифицированных двигателей  НК-33 из товарного резерва в течение последующих 7,5 лет.

В феврале 2012  года ОАО «Российские железные дороги» предложило ОАО «Кузнецов» принять участие в тендере на проектирование модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня XXII зимних Игр Сочи-2014.  В апреле – мае проведены экспериментальные работы по выбору типа горелок  для Чаши Олимпийского огня. Изготовлена и испытана одиночная горелка. В августе – сентябре 2012 года на предприятии подготовлена документация  для участия в тендере на проектирование модуля горелочного устройства МГУ-Олимп.

В 2013 году предприятие продолжило работы по разработке МГУ-Олимп. В марте – мае началась практическая проработка проекта по созданию модуля с генеральным подрядчиком архитектурного комплекса ООО «Кубань Универсал Проект» в Сочи. Завершён выпуск основной технической документации. Подписан договор  ОАО «Кузнецов» с ОАО «РЖД» на проектирование и изготовление  модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня XXII зимних Игр Сочи-2014.

В сентябре и октябре на ОАО «Кузнецов» ОП «Винтай» проведены огневые испытания модуля горелочного устройства с имитацией ветра до 32 м/с от винта турбовинтового двигателя НК-12. В олимпийском парке г. Сочи на стеле архитектурного комплекса выполнен монтаж модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня. 6 декабря 2013 года состоялся первый пробный запуск модуля горелочного устройства МГУ-Олимп. При запуске присутствовал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козак.

В декабре 2013 года проведены испытания малоэмиссионной камеры сгорания в составе полноразмерного двигателя НК-36СТ №1. Одним из  положительных результатов испытания является  снижение выбросов оксида углерода (СО) до нулевых значений.

В 2013 году ОАО «Кузнецов» продолжило работы по изготовлению двигателя НК-361 для газотурбовоза, к которому проявляет интерес не только ОАО «РЖД», но и  индийские заказчики. В августе 2013 года заказчику был передан второй экземпляр двигателя. 

2013 год стал для ОАО «Кузнецов» ключевым с точки зрения реализации работы по восстановлению серийного производства ЖРД НК-33.

Двигатель НК-33 создавался коллективом предприятия под руководством Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова в конце 60-х – начале 70-х годов для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3. Главное преимущество НК-33 – минимальный вес  к тяге. В 1974 году «лунная программа» была закрыта. Созданную партию НК-33 было приказано уничтожить.

«Однако поколению куйбышевских чекистов была ясна необходимость защиты интересов страны в сфере научно-технического прогресса, и потому смелая акция сотрудников Куйбышевского областного управления КГБ сохранила для нашей страны технологии, равных которым в мире нет до сих пор». (Материалы архива пресс-службы УФСБ России по Самарской области).

10 апреля 1991 года на Международной выставке «К звёздам» (г. Москва), посвящённой 30-летию полёта Юрия Гагарина в космос, впервые открыто экспонировались ЖРД НК-33 и НК-31. Двигатели вызвали большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов.

Работы по возрождению двигателя НК-33 с того времени идут по двум направлениям.  В рамках зарубежного контракта – по программе стартов ракеты-носителя среднего класса «Антарес», а также в рамках реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в». Первый успешный старт ракеты-носителя «Антарес» с использованием двух НК-33/Aj26 состоялся в США 22 апреля 2013 года, второй - 18 сентября 2013 года, третий - 9 января 2014 года.

28 декабря 2013 года состоялся успешный запуск российской ракеты-носителя  лёгкого класса «Союз-2-1в».

В феврале и марте 2014 года успешно завершены работы по модулю горелочного устройства МГУ-Олимп.

7 февраля 2014 года на олимпийском стадионе «Фишт» в г. Сочи состоялось торжественное открытие XXII Олимпийских зимних Игр. 17 суток  в Сочи непрерывно горел Олимпийский огонь.

7 марта 2014 года на олимпийском стадионе «Фишт» в г. Сочи состоялось торжественное открытие XI Паралимпийских зимних Игр. 10 суток в Сочи непрерывно горел Паралимпийский огонь.