ПАО «КУЗНЕЦОВ» является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения.

Исторические хроники ПАО "Кузнецов"

ПАО «Кузнецов» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли, энергетике.

Предприятие ведёт отсчёт своей истории с осени 1912 года, когда в Москве, на Николаевской улице (ныне Ткацкой), на базе кустарных мастерских был открыт небольшой механический завод французского Общества «Гном» по сборке авиационных звездообразных семицилиндровых ротативных двигателей воздушного охлаждения «Гном» мощностью 50 л.с. (с 1913 г. – 80 л.с.). Двигатели собирались полностью из ввозимых деталей и узлов. Двигатели «Гном» использовались в авиации царской России на самолётах «Фарман», «Ньюпор» и самолётах отечественных конструкций. В 1915 году проведено объединение двух французских заводов «Гном» и «Рон». Объединённый завод получил наименование Общество моторов «Гном и Рон». В период 1918 – 1922 гг. Обществу моторов «Гном и Рон» присвоено наименование Государственный авиационный завод №2 «Икар». В марте 1927 года по постановлению Правительства заводы ГАЗ №2 «Икар» и ГАЗ №4 «Мотор» им. М.В. Фрунзе были объединены в один, который получил наименование Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.

В период 1920 – 1924 гг. на заводе было освоено производство поршневых двигателей М-4 в 200 л.с. типа «Hispano-Suiza-E» и М-5 в 400 л.с. типа «Liberti-12». Двигатели М-4 и М-5 построены исключительно силами русских рабочих, инженеров-техников из отечественных материалов. В 1926 году создан поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолёта У-2 (По-2). Это был первый серийный отечественный двигатель для лёгкомоторной авиации.

В 1930-е годы на заводе было начато производство поршневых двигателей водяного охлаждения М-34 и его модификаций конструкции Александра Микулина (с 9 августа 1936 года все моторы конструкции А.А. Микулина именуют индексом АМ). В то время двигатель АМ-34 являлся одним из лучших поршневых двигателей в мире. Двигатель устанавливался на самолёты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и др.

Выдающиеся лётчики Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев, Георгий Байдуков, Александр Беляков, Сергей Данилин в июне – июле 1937 года первыми в мире проложили кратчайший путь из Москвы в Америку через Северный полюс, совершив на самолётах АНТ-25 с двигателями АМ-34 два беспосадочных перелёта.

В предвоенные годы завод выпускал двигатели М-62 и его модификацию М-62ИР конструкции А.Д. Швецова. В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося завода №337. В кратчайшие сроки производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2, начатое еще в Москве, было возобновлено на новой площадке. В годы Великой Отечественной войны (с 1941 по 1945 гг.) было выпущено более 43 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф (для Ил-2), АМ-42 (для Ил-10), АМ-35А (для МиГ-1 и МиГ-3) и ГАМ-34 (для торпедных катеров и морских охотников).

В конце 1940-х–начале 1950-х гг. предприятие запустило в серийное производство турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции В.Я. Климова для самолётов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17, Ту-14Т; РД-900 – прямоточный воздушно-реактивный двигатель Михаила Бондарюка для беспилотного самолёта-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» конструкции Семёна Лавочкина.

Космическая страница в истории предприятия была открыта в конце 1957 года, сразу после запуска первого искусственного спутника Земли. Жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (ныне АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко») и его Приволжском филиале, серийно производятся предприятием с 1958 года. Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России – «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» – запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификаций серийного производства ПАО «Кузнецов». (На 1 января 2018 года выполнено 1882 запуска космических кораблей).

В 1960-х годах при активном сотрудничестве коллективов С.П. Королёва и Н.Д. Кузнецова были созданы ЖРД для «лунного» ракетно-космического комплекса Н1-Л3. С 1962 по 1973 годы завод серийно изготавливал ЖРД для всех четырёх ступеней этой ракеты: НК-15 (НК-33), НК-15В (НК-43), НК-19 (НК-39), НК-21 (НК-31).

Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ главного конструктора (с 1956 года Генерального конструктора) Н.Д. Кузнецова.

В 1954 году был изготовлен первый турбовинтовой двигатель (ТВД) ТВ-12 (с 1955 года – НК-12), ставший основой для создания стратегического бомбардировщика Ту-95. На протяжении более шестидесяти лет серийного изготовления этого двигателя было освоено несколько его модификаций - НК-12М, НК-12МВ, НК-12МА, НК-12МК, НК-12МП, НК-12МПТ (мощностью 15000 л.с.).

На двигателях НК-12 и его модификациях летали военные самолёты Ту-95, Ту-126, Ту-142, пассажирский Ту-114, военно-транспортный Ан-22 «Антей».

В 1960 – 1980-е годы коллектив предприятия участвовал в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 ОКБ А.Н. Туполева, на котором устанавливались серийные двигатели НК-144А. В этот же период начато серийное производство двигателей НК-22 и НК-25 для сверхзвуковых бомбардировщиков Дальней авиации (Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3). В начале 1980-х годов освоено серийное производство двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160.

В конце 1960-х годов началась новая страница в истории предприятия. На базе авиационных газотурбинных двигателей созданы наземные двигатели НК-12СТ мощностью 6,3 МВт и НК-16СТ мощностью 16М Вт для привода нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3 и ГПА-Ц-16. Двигатель НК-12СТ является первым отечественным наземным двигателем авиационного типа. Более трети всех газоперекачивающих агрегатов России и зарубежья приводится двигателями «НК». Газотурбинные двигатели «наземного» применения НК-12СТ, НК-14СТ и НК-36СТ мощностью от 6,3 до 25 МВт сегодня используются в составе газоперекачивающих агрегатов ПАО «Газпром», нефтегазовой перерабатывающей промышленности России, газовых компаний Республик Туркменистан, Узбекистан и Казахстан.

В середине 70-х – начале 80-х годов предприятие приступило к работам по исследованию возможности использования жидкого водорода и сжиженного природного газа (СПГ) в качестве альтернативного топлива для авиационных двигателей. Первым экспериментальным двигателем, работающим на жидком водороде, стал двигатель НК-88 (15 апреля 1988 г. состоялся первый полёт Ту-155). А 18 января 1989 г. поднялся в воздух Ту-155 с двигателем НК-89, работающим на сжиженном природном газе. Работы проводились совместно с коллективом предприятия АНТК им. А.Н. Туполева. Однако из-за отсутствия финансирования работы по криогенным топливам в конце 1990-х были прекращены.

В середине 1980-х годов коллектив предприятия приступил к разработке уникального турбовентиляторного двигателя НК-93. Созданный двигатель НК-93 со степенью двухконтурности 16,7 дал новый качественный толчок для развития всего двигателестроения, работы Кузнецова опережали зарубежные разработки по этому типу на 5 лет. Первое испытание НК-93 состоялось в декабре 1989 года. Из-за отсутствия достаточного финансирования доводка шла крайне медленно. И только в мае 2007 года НК-93 был поднят в воздух на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. В серийном производстве двигатель НК-93 не выпускался.

В 1996 г. по заказу ОАО «Газпром» предприятие разработало два двигателя нового высокоэффективного поколения: НК-36СТ мощностью 25 МВт, КПД 36%  и НК-38СТ мощностью 16 МВт, КПД 38%. Двигательные установки под маркой «НК» эксплуатируются на 449 газоперекачивающих агрегатах 68 компрессорных станций ПАО «Газпром».

Для энергетиков по заказу РАО «ЕЭС России» создан двигатель НК-37 мощностью 25 МВт, КПД 36,4% для привода электрогенератора промышленных электростанций. Двигатель НК-37 работает с августа 1999 года на Безымянской ТЭЦ в Самаре. В феврале 2006 года введена в эксплуатацию газотурбинная электростанция ГТУ-50 на Казанской ТЭЦ-1. ГТУ-50 создана на базе двух двигателей-приводов НК-37 общей мощностью 50 МВт. В октябре 2008 года создана газотурбинная электростанция ГТЭ-25/НК с двигателем-приводом НК-37 мощностью 25 МВт для Лидской ТЭЦ в Республике Беларусь.

Затяжной кризис двигателестроительной отрасли и сопутствующих направлений промышленности середины 1990-х – 2000-х гг. поставил самарские предприятия на грань выживания. Серийное предприятие все также выпускало двигатели для российской космической программы и газовой отрасли, но объемы заказов значительно снизились. В соответствии с заказами государства новые авиационные двигатели фактически не производились, а осуществлялись лишь ремонты существующих изделий.

В апреле 2010 года ОАО «Моторостроитель» было преобразовано в ОАО «Кузнецов». 27 июня 2011 г. в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) была внесена запись о присоединении к ОАО «Кузнецов» ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ». В настоящее время ПАО «Кузнецов» представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя: разработка – производство – вывод на рынок и продажи – логистическая поддержка при эксплуатации у клиента (заказчика).

Предприятие «Кузнецов» является монопольным производителем двигателей РД107А/108А для РН «Союз». Надежность серийных изделий для космоса – ракетных двигателей РД-107А и РД-108А – достигает 99,9%. Сегодня доля ПАО «Кузнецов» в сегменте ракетных двигателей на российском рынке превышает 70%, по пилотируемым пускам – 100%.

В апреле 2012 года по программе межведомственных испытаний проведены огневые испытания модифицированного ЖРД НК-33. Двигатель проработал без замечаний 560 с. и было принято решение об использовании в качестве маршевого двигателя для первой ступени ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в». 2013 год стал для ОАО «Кузнецов» ключевым с точки зрения реализации работы по восстановлению серийного производства ЖРД НК-33.

Двигатель НК-33 создавался коллективом предприятия под руководством Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова в конце 60-х – начале 70-х годов для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3. Главное преимущество НК-33 – минимальный вес  к тяге. В 1974 году «лунная программа» была закрыта.

Н.Д. Кузнецову приказано в трехмесячный срок списать все затраты по данной теме, а изготовленную материальную часть сдать в металлолом – в том числе и уже изготовленные двигатели. Н.Д. Кузнецов по согласованию с куйбышевским областным Управлением КГБ сохранил двигатели в одном из корпусов Химзавода (ныне ОП «Винтай» ПАО «Кузнецов»), где в кратчайшие сроки была поставлена фальшстена, скрывавшая помещение, в котором находилась партия этих уникальных двигателей.

10 апреля 1991 года на Международной выставке «К звёздам» (г. Москва), посвящённой 30-летию полёта Юрия Гагарина в космос, впервые открыто экспонировались ЖРД НК-33 и НК-31. Двигатели вызвали большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов.

28 декабря 2013 года на космодроме Плесецк состоялось первое летное испытание ракеты «Союз-2-1в», оснащенной двигателем НК-33. 5 декабря 2015 года произведен второй пуск ракеты «Союз-2-1в», 4 декабря 2017 г. – третий, 29 марта 2018 г.  - четвертый.

28 апреля 2016 года состоялся первый запуск ракеты-носителя с нового гражданского космодрома Восточный в Амурской области. Серийные ракетные двигатели РД-107А/108А, произведённые ПАО «Кузнецов», обеспечили запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» (производство АО «РКЦ «Прогресс»). Восточный стал четвертым космодромом после Байконура, Плесецка и Куру, где сегодня эксплуатируются двигатели предприятия в составе РН «Союз».

В 2012  году ОАО «Кузнецов» по заказу ОАО «Российские железные дороги» приняло участие в тендере на проектирование модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня XXII зимних Игр Сочи-2014.  В апреле – мае проведены экспериментальные работы по выбору типа горелок  для Чаши Олимпийского огня. Изготовлена и испытана одиночная горелка.

В сентябре и октябре на ОАО «Кузнецов» 2013 г. ОП «Винтай» проведены огневые испытания модуля горелочного устройства с имитацией ветра до 32 м/с от винта турбовинтового двигателя НК-12. В олимпийском парке г. Сочи на стеле архитектурного комплекса выполнен монтаж модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня. 6 декабря 2013 года состоялся первый пробный запуск модуля горелочного устройства МГУ-Олимп.

7 февраля 2014 года на олимпийском стадионе «Фишт» в г. Сочи состоялось торжественное открытие XXII Олимпийских зимних Игр. 17 суток  в Сочи непрерывно горел Олимпийский огонь.

XI Паралимпийские зимние Игры стартовали 7 марта 2014 года на олимпийском стадионе «Фишт». Паралимпийский огонь в Сочи непрерывно горел 10 суток.

Другим масштабным проектом ПАО «Кузнецов» по заказу ОАО «Российские железные дороги» стало изготовление двигателя НК-361 номинальной мощность 8,3 МВт, работающего на сжиженном природном газе, для магистральных грузовых газотурбовозов ГТ1h-001, ГТ1h-002. Магистральный газотурбовоз предназначен для эксплуатации на неэлектрифицированных участках железных дорог общего пользования для вождения грузовых поездов повышенной длины и массы. В настоящее время ПАО «Кузнецов» завершена сертификация ГТД НК-361, главное отличие этой силовой установки – экономичность и экологичность. В ходе опытно-промышленной эксплуатации пробег газотурбовозов ГТ1h-001, ГТ1h-002 составил 94 тыс. км в голове поезда, объем грузоперевозок составил 530 млн. тонн/км брутто при максимальном весе поезда 8, 9 тыс. тонн.

С 2013 по 2016 гг. проводились испытания малоэмиссионой камеры сгорания, снижающей выбросы вредных веществ в окружающую среду, в составе газотурбинного двигателя НК-36СТ №107. Испытания проводились в рамках согласованной с ПАО «Газпром» программы по улучшению экологических характеристик промышленных двигателей серии «НК» в составе одного из газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на компрессорной станции ООО «Газпром трансгаз Самара». Наработка двигателя за указанный период превысила 1 100 часов. Измерения загрязняющих выбросов в выхлопных газах ГПА проводились в течение 1 000 часов наработки с периодичностью 100±30 часов. Согласно протоколу эксплуатационных испытаний концентрация оксида углерода и оксида азота обеспечивает перспективные нормы ПАО «Газпром» и требования ГОСТ 28775-90.