ПАО «КУЗНЕЦОВ» является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения.

Андрей Реус: «Нельзя иметь на каждом предприятии анклав»

Газета "Самарское обозрение", 2 февраля 2012 г.

- Как вы оцениваете результаты работы «Объединенной двигателестроительной корпорации» в 2011 году и, в частности, самарского ОАО «Кузнецов»?
- В целом корпорация завершила год хорошо: выручка группы увеличилась на 14% и, по предварительным данным, достигла 95 млрд рублей. Объем контрактов, заключенных ОДК в 2011 году, превысил $4 млрд. Это позволяет нашим предприятиям уверенно инвестировать в новое оборудование, чтобы соответствовать запросам и потребностям рынка. Практически все заводы холдинга вышли на позитивную динамику работы, кроме Самары. Но здесь ситуация на предприятиях изначально была хуже, нежели в Перми или Рыбинске, например. Тем не менее, «Кузнецов» сегодня полностью загружен заказами - настолько, что с трудом может их переварить. Поэтому сейчас, закончив все организационные процедуры по объединению самарских двигателестроительных активов в одно юридическое лицо, крайне важно бросить все силы на выполнение производственного плана. В ноябре на ОАО «Кузнецов» мы провели кадровые перестановки, и я уверен, что новый руководитель - Юрий Елисеев - сумеет выстроить производственную систему так, чтобы самарцы смогли качественно и в срок выполнять работу по уже заключенным контрактам. В связи с этим мы намерены в сжатые сроки существенно расширить производство и усовершенствовать технологические цепочки между нашими предприятиями-смежниками.
- Насколько эффективными оказались меры господдержки, оказанные компании и, в частности, самарскому предприятию?
- Я убежден, что без государственных вливаний самарская двигателестроительная площадка вообще могла бы не выстоять. Особенно остро это чувствовалось во время финансового кризиса 2008-2009 годов. Тогда нам, как управляющей компании, приходилось зачастую обращаться напрямую к председателю правительства с просьбами о господдержке предприятий ОДК. И практически все наши обоснованные предложения были им поддержаны. Мы используем все возможные механизмы, предоставляемые правительством машиностроительной отрасли: и прямые инвестиции в уставный капитал, и госгарантии по кредитам, и субсидирование процентных ставок и экспорта. В частности, благодаря этим мерам для «Кузнецова» действует одна из самых низких процентных ставок по привлеченным кредитам. В целом поддержка со стороны государства самарской площадки составила почти 10 млрд рублей. Мы активно используем деньги целевых федеральных программ, например, в части проекта по восстановлению производства НК-32. Без государственного финансирования «Кузнецов» не вышел бы на существующие объемы производства: завод имеет стабильный госзаказ, который будет расти.
- Одна из стратегий ОДК - развитие центров компетенций, и Самара должна стать одним из таких центров. В чем эффективность такого подхода? Как он реализуется?
- Кооперация между заводами в рамках ОДК сегодня - это уже реально работающий механизм. Одним из значимых шагов в этом направлении стало создание центров компетенции на отдельных предприятиях. В Самаре будет создаваться центр компетенции «Корпуса и камеры сгорания», поскольку в этом вопросе местные специалисты - одни из лучших. Без центров компетенций невозможно реструктурировать машиностроение, перестроить его на эффективный лад. Нельзя иметь на каждом предприятии некий анклав. Это просто неэффективно.
- Как развиваются отношения с ОАО «Металлист-Самара»?
- Они подвели «Кузнецов» в прошлом году достаточно серьезно по гособоронзаказу, что недопустимо. Поэтому наши действия в этой ситуации были вполне логичны - мы начали осваивать производство форсажной камеры у себя. Понятно, что в одночасье это сделать нелегко, но во время посещения Самары я посмотрел на то, что сделали специалисты на Управленческом в этом направлении, и остался доволен. Сегодня мы ведем переговоры с «Металлистом», пытаясь найти компромиссное решение. Пока же, понимая, что партнеры могут нас подвести, стараемся сделать многое сами, чтобы у нас были гарантии.
- Как решается вопрос с финансированием госборонзаказа в этом году?
- По сравнению с прошлым годом, да и со всеми предыдущими периодами, в 2012-м намечается позитивный сдвиг. В феврале - марте все необходимые документы по этой теме должны быть подписаны. Для нас это будет означать правильную форму организации экономики, которая позволит заводу работать системно и более эффективно.
- Что стало причиной срыва гособоронзаказа ОАО «Кузнецов» в этом году?
- Мы безоговорочно выполнили бы гособоронзаказ 2011 года, если бы делали объем работ только за текущий год без учета так называемых «долговых» двигателей. Однако мы приняли более правильное, на мой взгляд, решение о закрытии перед Министерством обороны долгов за период начиная с 2007 года, когда работы срывались в связи с поздним заключением контрактов и несвоевременным авансированием. Реально работы по ГОЗ-2011 на «Кузнецове» начались ближе ко второму полугодию, поэтому он выполнен не в полном объеме. При этом мы с нашим государственным заказчиком стараемся идти друг другу на встречу. Активно идет работа по подготовке трехлетних договоров, самарской площадкой в прошедшем году были выполнены работы по увеличению ресурсных показателей двигателей НК-32.
- Возвращаясь к итогам года. Все-таки с чем связаны такие убытки самарской площадки?
- Если говорить об отрицательных финансовых показателях, то они, прежде всего, связаны с технологическим состоянием предприятия и не сформированным в необходимом объеме производственным заделом. Проблем с заказами у «Кузнецова» сейчас нет, однако для ритмичной работы и полноценного выполнения производственной программы необходимо скорейшее техперевооружение. Предприятие не модернизировалось на протяжении 20 лет. И узкие места, которые существуют сейчас фактически на всех этапах производства в Самаре, пока не позволяют существенно увеличивать объем продукции. При этом средства вкладываются в модернизацию, формируется задел, закупаются необходимые материалы и комплектующие, однако при более поздней окончательной поставке двигателей заказчикам образуется операционный финансовый разрыв.
- Каковы перспективы ОАО «Кузнецов» в развитии космической тематики?
- Работы по космической тематике остаются одним из самых стабильных направлений. За два последних года «ЦСКБ-Прогресс» существенно увеличило пакет заказов. Более того, несмотря на некоторые проблемы и продолжающееся обсуждение ценообразования, сейчас стабильно и ритмично проводится авансирование со стороны ЦСКБ. К тому же Роскосмосом принято решение об увеличении объема финансирования первого этапа модернизации производства ракетных двигателей до 500 млн рублей. Всего на этот проект нам потребуется около 1.5 млрд рублей.
- Как развиваются у предприятия экспортные отношения? С кем сегодня ведутся переговоры?
- Сейчас для «Кузнецова» основные зарубежные рынки - это Аргентина, Болгария, Узбекистан и Туркмения, куда мы поставляем новые индустриальные двигатели и запчасти к ним, а также производим ремонты. И индийские ВВС, которые «летают» на двигателях НК-12МПТ. Правда, здесь мы только производим ремонты и работы по продлению ресурса. Индийские партнеры высказали заинтересованность в газотурбовозах, этот рынок обещает быть очень перспективным как для нашего совместного освоения вместе с ОАО «РЖД», так и для самостоятельной реализации силовых установок.
- До сих пор муссируется тема о необходимости продолжения работ по НК-93, хотя, как известно, в модельном ряду ОДК этого двигателя нет…
- Двигатель, действительно, грандиозный и с точки зрения габаритов, и характеристик, и проведенных по нему опытно-конструкторских работ. Но у меня вопрос к тем, кто в прессе или через депутатские запросы продолжает «петь старую песню» об этом двигателе: где тот самолет, на котором его можно установить? ОДК работает в существующих рыночных условиях: есть спрос - будет предложение. Спроса на НК-93 мы не нашли. ОАК не планирует применять этот двигатель на разрабатываемых и эксплуатируемых воздушных судах. Двигатель НК-93 разрабатывался в качестве альтернативы базовому двигателю типа ПС-90А для самолетов Ил-96-Т и Ту-330. Но в планах авиастроителей выпуск этих типов самолетов не предусмотрен.
Но мы не просто говорим о значении советской и российской инженерной школы, необходимости ее сохранения и развития. Как раз с НК-93 я вижу тот самый случай, когда полученные в ходе выполнения ОКР по этому двигателю результаты станут основой научно-технического задела и могут быть использованы при разработке перспективных двигателей средней и большой тяги для пассажирской и грузовой (военно-транспортной) авиации. Но опять подчеркну, что ОДК в данном случае выступает в роли комплектатора, и будет исходить из потребностей авиастроителей.
Татьяна Анзонгер