ПАО «КУЗНЕЦОВ» является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения.

Никаких волюнтаристских решений не будет

"Самарское обозрение"

Одно из крупнейших самарских предприятий - ОАО «Кузнецов» - ожидает вторая волна реструктуризации. Каким образом будут приниматься соответствующие решения? Чем обусловлена их необходимость? Чем и в какие сроки возможно дозагрузить имеющиеся мощности? На эти и другие вопросы в интервью «Самарскому обозрению» ответил генеральный директор управляющей «Кузнецовым» компании «ОДК» Владислав Масалов.

- Какова стратегия развития предприятий ОДК? Как в нее вписывается ОАО «Кузнецов»?

- Одним из главных направлений развития предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации мы видим выстраивание межзаводской и дивизиональной кооперации по всем продуктовым направлениям. В сегментах военного, гражданского двигателестроения и наземной техники вектор взаимодействия между заводами определен, и, например, по боевым двигателям мы уже сдвинулись с места, выпустив в кооперации первые двигатели АЛ-31Ф для самолета Су-27. Сегодня развитие кооперации важно, в том числе с точки зрения технического перевооружения предприятий. Поскольку финансирование осуществляется государством, и оно ограничено, нам нужны четкие и выверенные действия по модернизации каждой производственной площадки. Очевидно, что полностью перевооружить все заводы возможности нет, и это ни к чему, потому что речь идет уже не об отдельных предприятиях, а о едином производственном холдинге, который должен вести взвешенную политику технического и технологического перевооружения, не создавая на каждой производственной площадке анклав.

- Известно, что в 2012 г. «Кузнецов» нарастил обороты по сравнению с предыдущими периодами. При этом имеется определенный дефицит мощностей и ресурсов для выполнения заказов, которые могут быть освоены предприятием. В этой связи как будут выглядеть перспективы его развития? Оптимизация площадей и объединение их на одной площадке, или необходима дозагрузка имеющихся площадок?

- В том виде, в котором сейчас существует наше предприятие в Самаре, мы его никогда не дозагрузим профильной продукцией: рынок специфичен и ограничен с точки зрения потребления. 1 млн кв. м площадей «Кузнецова» загрузить нереально. Это четвертая часть от всех производственных мощностей 12-ти заводов Объединенной двигателестроительной корпорации, и наименьший объем производства. Сегодня мы стремимся не к диверсификации производства, а к его специализации и развитию межзаводской кооперации. Чем она шире, тем дешевле конечный продукт. Поэтому мы говорим о развитии производственной площадки «Кузнецова», но в любом случае с оптимизацией незадействованных мощностей. Подчеркну, что это не будет в ущерб производственной программе.

- Легендарная тема авиационных двигателей НК-93 уже похоронена или ее еще можно реанимировать?

- На повестке дня этот вопрос не стоит. Сегодня есть задача подготовить предложения по перспективам дальней авиации на 2017-2018 гг. В этом направлении мы рассматриваем НК-32 второго этапа - двигатель, который позволит выйти на тягу до 30 тонн.

- Вы отмечали, что производственная площадка «Кузнецова» -1 млн кв. м - нуждается в оптимизации. Какова, на ваш взгляд, оптимальная территория? Сейчас ваши самарские активы разбросаны по городу (площадки «Моторостроителя», СКБМ, СНТК им. Кузнецова и «Авити»). Не эффективнее ли сосредоточить все в одном месте?

- На самом деле эффективнее, и мы обсуждали это с Юрием Сергеевичем Елисеевым в декабре прошлого года. Более того, в зависимости от того, как будут выстроены взаимоотношения с ОАО «Металлист-Самара», будем рассматривать возможность оптимизации «Кузнецова» с его площадями, поскольку «Металлист» является существенным изготовителем материальной части по всей номенклатуре производства. Отдельный вопрос по испытательной базе с учетом логистики - она не может находиться в центре города.

- С точки зрения логики, площадку СНТК есть смысл сохранять, или ее лучше кадрово, организационно и производственно интегрировать с площадкой «Моторостроителя»?

- Готового решения нет. Одной из составляющих разработки антикризисной программы будет пункт производственных мощностей. Согласно анализу данных и предварительных расчетов инженеров и технологов, будем принимать решениям. Никаких волюнтаристских решений не последует.

- Одной из проблем, обозначенных прежним руководителем «Кузнецова» Юрием Елисеевым, названо отсутствие гособоронзаказа на 2013 г. Что делать в условиях, когда нет финансирования по данному направлению, а не работать по нему нельзя?

- Сегодня Министерство обороны во главе с новым руководством ищет новые подходы во взаимоотношениях с исполнителями гособоронзаказа. Подписанного контракта на 2013 г. нет не только у «Кузнецова», но и у многих других предприятий. Тем не менее, у нас уже есть опыт работы по ГОЗу в 2011-2012 гг., когда мы выполняли часть работы (например, капитальный ремонт), не имея подписанных обязательств. Сегодня идут переговоры, обсуждаются варианты разрешения сложившейся ситуации.

- А вопросы финансирования?

- Существуют схемы кредитования. К сожалению, сегодня нет рабочего механизма компенсирования процентной ставки, но если говорить о «Кузнецове», то мы можем профинансировать из собственных или привлеченных средств гособоронзаказ на 2013 г. Кроме того, я считаю, что есть возможность приложить максимум усилий и разрешить в течение апреля все вопросы по ГОЗу, заключив договоры по всей номенклатуре.

- По вашим прогнозам, 2013 г. с точки зрения финансовых показателей и объемов как будет отличаться от 2012 г. - также, как 2012-й от 2011-го?

- Потенциал, который присутствует в увеличении основных экономических показателей, безусловно, необходимо сохранить. Но «Кузнецов», наряду с несколькими другими заводами ОДК, по-прежнему находится в зоне риска, что обусловлено не только наличием высокого кредитного портфеля, хотя это оказывает серьезное влияние на итоговый финансовый результат, но и, безусловно, экономикой и формированием себестоимости. Поэтому я не могу со стопроцентной гарантией обещать сохранение прежней динамики.

- Но убыток в любом случае сокращается...

- Есть определенное искусство, которое позволяет получать необходимую отчетную информацию. Я приведу пример с Пермским моторным заводом, где по итогам 2012 г. убыток составил 5 млрд руб. Что это? Это убыток прошлых лет, который долгое время не выносился в итоговый финансовый результат. Поэтому комплекс разных составляющих позволяет формировать необходимые цифры. Мы рассматривали итоги деятельности «Кузнецова» в 2012 г. и приняли решение детально проанализировать ряд операций, проведенных в тот период и оказавших положительное либо отрицательное влияние на итоговые показатели. Нередко это делается предприятиями преднамеренно, дабы не ухудшать категорию заемщика и условия кредитования.

- Каковы возможности обращения «Кузнецова» к банковскому кредитованию для выполнения определенных производственных задач?

- Безусловно, возможности такие есть. Банки отчетливо понимают важность и стратегическое значение наших предприятий и, несмотря на показатели текущего периода, готовы идти на пакетное соглашение и комплексно сотрудничать с предприятием, не дожидаясь выравнивания ситуации. Более того, задача рефинансирования долгов «Кузнецова» актуальна на сегодняшний день. Сегодня мы ведем переговоры с ВТБ, Альфа-Банком, Сбербанком относительно возможности рефинансирования портфеля «Кузнецова» и реструктуризации на период 5-7 лет.

- Во сколько на текущий момент можно оценить объем кредитной банковской нагрузки «Кузнецова»?

- Это около 11 млрд руб. При этом последние ставки -14%, а средняя по портфелю - около 11,5%. Для сравнения скажу, что «Салют» занимает под 7,5%, поэтому в Самаре нам есть к чему стремиться.

- Банки согласны менять условия работы? Насколько радикально они готовы двигаться? Предварительные соглашения уже достигнуты?

- В 2013 г. у ОАО «Кузнецов» к погашению - 4,5 млрд руб., поэтому мы рассчитываем реструктуризировать этот долг и улучшить ставку. Переговоры с Альфа-Банком ведет «Кузнецов». Я лично курирую взаимоотношения с ВТБ и Сбербанком. Думаю, что мы сможем если не приблизиться к этим показателям, то в любом случае существенно улучшить положение компании.

- Обсуждаются ли какие-то варианты соглашения между ОДК и областью?

- Планируется, что в конце апреля мы с исполнительным директором «Кузнецова» Николаем Якушиным посетим губернатора Николая Ивановича Меркушкина с докладом о положении дел на долгосрочный период.

- Со стороны области предполагается какая-то поддержка предприятия?

- Ряд программ уже находится в стадии реализации. Это поддержка молодых специалистов, вопросы льготного налогообложения отдельных объектов и земельных активов. В стадии обсуждения - возможность получения льгот по местным налогам и финансирование под гарантии «Ростеха».

- Каков прогноз работы предприятия на 2013 г.?

- Объем реализации на 2013 г. предполагается на уровне 10,5 млрд руб., соответственно, чистый финансовый результат - 700 млн руб. (минус). По итогам этого года убыток составил 800 млн руб.