ПАО «КУЗНЕЦОВ» является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения.

Перспективы. На ОАО «Кузнецов» наступают новые времена

"Самарские Известия", 31 января 2012 г.

На прошлой неделе в губернии с рабочим визитом побывал генеральный директор объединенной промышленной корпорации «Оборонпром» и «Объединенной двигателестроительной корпорации» Андрей Реус. Самарское ОАО «Кузнецов», являющиеся одним из крупнейших предприятий российского двигателестроения, вошло в состав ОДК относительно недавно -  в 2009 году. В ходе своего рабочего визита Андрей Реус побывал на трех производственных площадках и оценил перспективы предприятия.

Несмотря на то, что с момента вхождения самарского двигателестроительного куста в состав «Оборонпрома» прошло не так много времени, уже сейчас многое изменилось к лучшему. Так, например, такие предприятия как ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Самарское КБ машиностроения» и ОАО «Поволжский АвиТи» были консолидированы в единую структуру. Напомним, что на момент объединения все эти предприятия фактически находились на грани банкротства. Их суммарная кредиторская нагрузка, в том числе и долги перед бюджетами всех уровней, а также задолженность по зарплате превышала 7 млрд рублей.

После финансового оздоровления, позволившим в целом разрешить проблемы с кредиторской задолженностью и претензиями заказчиков, ситуация на ОАО «Кузнецов» изменилась. В настоящее время предприятие не имеет задолженностей перед трудовым коллективом, бюджетом и внебюджетными фондами. Портфель заказов увеличен практически в два раза до 6,9 млрд рублей. Средняя зарплата в 2011 году составила 19,4 тыс. рублей, что на 20% больше, чем в 2010 году.

-  Если в 90-х годах перед предприятиями стояла проблема найти работу, то сегодня мы испытываем проблемы роста, - сообщил исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Юрий Елисеев. - У нас есть заказы такого объема, что они позволяют в ближайшие 2 года удвоить, а то и утроить объем выпускаемой продукции.

Сейчас перед самарскими двигателестроителями стоят серьезные задачи. В первую очередь речь идет о техническом перевооружении и модернизации завода. Изношенная инфраструктура является одним из основных проблем предприятия. На предприятии уже стартовала долгосрочная программа обновления производства. Она позволит не только покупать новое оборудование, привести в порядок сами цеха и приступить к реализации амбициозных проектов, стоящих перед предприятием. Речь, в частности, идет о восстановлении серийного производства двигателя НК-32 и его компонентов, разработке унифицированного базового газогенератора и выводом на рынок уникального газотурбовоза. Составляющей частью проект должно стать создание производства компрессоров и отдельных турбин больших авиационных двигателей на базе механосборочного комплекса площадки «Винтай». Проведение реконструкции объектов, расположенных в поселке Прибрежный позволит создать замкнутый цикл производства авиационных и газотурбинных двигателей. В результате реализации указанных проектов в губернии может появиться около 4 тыс. новых рабочих мест. После этого можно рассчитывать на увеличение объемов выпускаемой продукции.

Еще одним важным для ОАО «Кузнецов» проектом является модернизация и техническое перевооружения производства серийных ракетных двигателей. Технологическая оснащенность предприятия сейчас не позволяет удовлетворить потребности страны в двигателях данного типа. Для реконструкции производства двигателей этого типа, предприятию требуется 1,5 млрд рублей.

Не менее важным проектом является организация производства перспективных ракетных двигателей на базе легендарного «лунного» двигателя НК-33. Эти двигатели в настоящее время являются уникальными в своем классе. Имея высокие технические и экологические характеристики они превосходят все существующие образцы, включая зарубежные аналоги. От конкурентов этот двигатель и его модификации также отличает более высокая степень отработки конструкции. Высокая надежность НК-33 доказана большим количеством испытаний. Научно-технический задел, накопленный предприятием по данному изделию, востребован в рамках российской программы создания ракетоносителя типа «Союз 2-1в» и американской программы по созданию ракеты Taurus II.

Для того, чтобы вновь начать выпуск двигателя НК-33 нужно найти уже 6 миллиардов. Из них полтора миллиарда готова выделить ОДК, главным же инвестором может стать государство.

- Комплексная программа модернизации завода идет согласно утвержденному графику, -  сообщил журналистам генеральный директор «Объединенной двигателестроительной корпорации», член бюро центрального совета «Союза машиностроителей России» Андрей Реус. - Ведется работа по производству двигателя НК-32, которую финансируют военные. Мы также очень надеемся и на заказы со стороны Российских железных дорог. Мы очень долго обсуждали проекты, но в настоящее время лед тронулся. Идет работа и над реализацией космических программ. Надеемся не только на интерес со стороны российских заказчиков. Я думаю, что нашу работу оценят и зарубежные партнеры. Но главное, на мой взгляд, что позволит стать реальным игроком на мировых рынках нашим вертолетостроению и двигателестроению - это последовательная реализация той промышленной политики, которая была провозглашена руководством страны в начале 2000-х годов. Этот курс на поддержку высокотехнологических отраслей, продвижение их продукции на мировой рынок должен быть продолжен.

Николай Козлов