Сегодня на ОАО «Кузнецов» состоялось мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы. Накануне памятной даты здесь традиционно поздравляют участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Тех, кто посвятил свою жизнь работе на легендарном заводе в военный и послевоенный период.
Ежегодно на протяжении многих лет ветераны и действующие сотрудники завода в преддверии праздника собираются возле монумента «Моторостроителям военных лет – фронтовикам и ветеранам труда 1941-1945 г.», чтобы возложить цветы и вспомнить имена тех, кто трудился ради обеспечения оборонных задач страны. Этот памятник был открыт на территории завода 8 мая 1985 года к 40 – летней годовщине со Дня великой победы. С тех пор встреча разных поколений заводчан у монумента остается неизменной традицией. Сегодня на памятную встречу пришло 90 ветеранов. Всего на учете в совете ветеранов ОАО «Кузнецов» в настоящее время состоит 270 участников войны и тружеников тыла.
Выступая перед собравшимися, исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин поблагодарил ветеранов. Он отметил, что их отношение к предприятию, их понимание трудовых задач сегодня остается для молодых сотрудников важнейшим примером. «Сегодня перед трудовым коллективом завода стоит задача по восстановлению двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160. Обеспечение обороноспособности государства, как и раньше, остается одной из ключевых задач работы коллектива. Ваша поддержка и Ваше отношение к родному заводу сегодня особенно ценно», - отметил Николай Якушин.
Для ОАО «Кузнецов» история Великой Отечественной войны, прежде всего, это история тысяч людей. В октябре 1941 года завод №24 им. М.В. Фрунзе был эвакуирован из Москвы в город Куйбышев на территорию строившегося завода №337. В тяжелейших условиях, в кратчайшие сроки производство моторов АМ-38 конструкции А.А. Микулина, начатое еще в Москве для штурмовика Ил-2, было возобновлено коллективом предприятия на новой площадке.
Для самих ветеранов подобные встречи сегодня – редкая возможность не только увидеть родной завод, но главное - своих коллег, вместе вспомнить о том времени, когда в недостроенных корпусах эвакуированного предприятия, практически круглосуточно, они трудились над производством двигателей для легендарных военных самолетов Ил-2, Ил-10.
«В войну мы работали по 12-13 часов, – отметила в беседе участник мероприятия, ветеран завода Клавдия Прохорова. Каждые полчаса со стапеля сходил мотор, который нужен был для фронта. А ведь за трудовыми задачами протекала жизнь. У каждого из нас на фронтах гибли близкие люди. Мы поддерживали друг друга, как могли, но каждый на своем рабочем месте понимал: мы должны сделать все, чтобы обеспечить эту победу».
В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 гг. на заводе №24 им.М.В. Фрунзе (ныне ОАО «Кузнецов») было выпущено около 45 тысяч двигателей АМ-38 и АМ-38Ф для легендарного штурмовика Ил-2, АМ-42 для самолета Ил-10, а также двигатели АМ-35 для МиГ-1 и ГАМ-34БС (для торпедных катеров).
Торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы, прошли и на обособленных подразделениях ОАО «Кузнецов» «Управленческий» и «Винтай». В 2013 году специально в празднику на территории ОП «Управленческий» была отреставрирована стела памяти заводчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Памятник «Вам беззаветным защитникам нашим» был открыт на территории предприятия 3 ноября 1967 года. Для заводчан и приглашенных гостей его реставрация стала настоящим подарком.
Для справки:
23 августа 1941 года Указом Верховного Совета СССР Завод №24 им. М.В. Фрунзе за образцовое выполнение заданий Правительства по производству моторов был награжден орденом Ленина.
8 сентября 1942 году сотрудникам предприятия было вручено Красное Знамя Государственного комитета обороны СССР.
2 июля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Завод №24 им. М.В.Фрунзе был награжден орденом Красного Знамени.
16 апреля 1946 года заводу №24 им. М. В. Фрунзе на постоянное хранение было передано Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР.
После войны завод некоторое время продолжал выпускать моторы для ильюшинских штурмовиков. В том же 1945 году эти машины имели огромное значение в разгроме Квантунской армии в Японии.